Сайт профессора Владимира Николаевича Катасонова, доктора философских наук, доктора богословия
Site of Katasonov Vladimir Nikolaevich, PostDoc in Philosophy, PostDoc in Theology
Аннотация. В статье анализируется взаимоотношение науки и религии как в систематическом порядке, так и в историческом. Как деятельность наука двойственна: желание познать мир и желание властвовать над ним с помощью технологий; религия (имеется в виду христианство) видит в мире, прежде всего, проявления Божества. Но вера не есть просто созерцание; она есть путь к спасению, к вечной жизни. Как учение наука есть последовательность фальсифицируемых и верифицируемых теорий. В статье подчеркивается, что наука не может существовать без предшествующей метафизической «рамки». Знание о Боге дается в религии как откровение, но преломленное через призму предания и писания, оно неизбежно ставит в богословии вопрос об интерпретации. Истинность в науке есть согласие компетентного научного сообщества; в религии истинность, ближайшим образом, есть также согласие с догматическими положениями Церкви; однако, в собственном смысле, истинность здесь онтологична, она есть причастность к истинному бытию, обожение. Институционально, и религия, и наука иерархичны, однако, Церковь в своем строении выходит за пределы мира: ее главою является Богочеловек Христос. В истории мы наблюдаем постоянное интенсивное взаимовлияние религии и науки, факт который не могут опровергнуть никакие отрицательные эксцессы. В плане позитивной методологии, помогающей понять связь науки и религии, в статье предлагается Лейбницианская методология вскрытия метафизических предпосылок научного знания, в своей полноте образующих горизонт некоторой естественной религии.
Ключевые слова: диалог науки и религии, наука и метафизика, проблема истины в науке и религии, религиозные корни науки, феноменологический анализ науки.
Summary. The paper deals with logical and historical relations of science and religion. Science is dual: the desire to learn the world and one to dominate over it; the religion (Christianity) sees in the world, first of all, Deity displays. But the faith is not simply contemplation; it is a way of salvation, one to eternal life. Science as a doctrine is sequence of falsified and verified theories. Author underlines: science cannot exist without previous metaphysical "framework". Knowledge of God is given in religion as a revelation, but refracted through a tradition, in theology it inevitably gives birth to the question of interpretation. Truth in science is a consent of competent scientific community; in religion the truth, at first, is also the consent with Church’ dogmatic positions; but in genuine sense, truth is ontological, it is a participation in God’s life, theosis. As institutions, both religion and science are hierarchic, however, the Church is more than a human society: it’s Head is Christ, real God and man. In the history we observe constant interference of religion and science, the fact which cannot be denied by any negative excesses. As a positive strategy, helping to understand science and religion communication, the paper offers Leibnitz methodology investigating the metaphysical preconditions of scientific knowledge, in its completeness forming horizon of some natural religion.
Key words: science and religion dialogue, science and metaphysics, problem of truth in science and religion, religious roots of science, phenomenological analysis of science.
В статье анализируется понятие информации в связке восприятие – научная теория – информация. Подчеркивается, что господствующий способ представления информации имеет существенно дискретный характер, что естественно связывает информацию с проблемами теории множеств. Показывается ограниченность дискретного подхода к описанию реальности, его недостаточность для изучения сознания и проблем духовной жизни. Информационная техника и само понятие информации выступают, тем самым, как одно из характернейших проявлений изоляционистских и кризисных тенденций современной цивилизации.
Ключевые слова: жизненный мир, информация, дискретность, непрерывность, актуальная бесконечность, философия сознания, вера, реальность, технологическая цивилизация.
The paper deals with the concept of information as a member of chain: perception - scientific theory - information. It is underlined that the dominating way of the information representation has essentially discrete character that naturally connects the information with the problems of the theory of sets. Limitations of the discrete approach to the description of reality, its insufficiency for studying of consciousness and problems of spiritual life are shown. The use and abuse of the information technics and concept of the information itself display, thereby, the most characteristic expressions of crisis tendencies of modern civilisation.
Keywords: the vital world, information, discreteness, continuity, actual infinity, philosophy of consciousness, faith, reality, technological civilisation.
В статье обсуждается генезис и дается критика утопической идеологии трансгуманизма. Показана связь этой идеологии c традицией постмодернизма. Раскрыта принципиальная несостоятельность утопии трансгуманизма в рамках фундаментальных основ информационных технологий.
The article deals with the analysis of genesis and the critic of utopian ideology of transhumanism. It is shown the communication of this ideology with tradition of postmodernism. The basic inconsistency of the transhumanism utopia with fundamental bases of information technology is revealed.